Хладагенты и их свойства

Хладагенты и их свойства

Хладагент кондиционера, холодильной системы – это вещество, переносящее тепло/холод от одного теплообменника к другому. Расширяясь при кипении хладагент забирает тепло от охлаждаемого объекта и после сжатия компрессором отдает его в окружающую среду. Процесс получается круговым. Фреон или альтернативный газ сжимается в компрессоре, в конденсаторе происходит сжижение, а в испарителе, соответственно, испарение.
Аммиак, фреон, углеводороды и элегаз – основные холодильные агенты на сегодняшний день. Разберем наиболее часто используемые из них на сегодняшний день. Существуют две основные классификации фреонов: CFC- хлорофторуглероды и HCFC- гидрофторуглероды. К группе CFC относятся хладагенты R-11, R-12, R-500, R-502. Фреон R-22 представляет группу HCFC.
Все эти вещества относятся к небезопасным для экологии нашей планеты, так как разрушают озоновый слой Земли и увеличивают влияние парникового эффекта. Поэтому активно создаются и разрабатываются вещества нового поколения. Так, например, фреон R-12 уже активно заменяется на R-134a, который в свою очередь состоит из водорода и фтора и не содержит хлора. Но, к сожалению, его тепловые свойства уступают старому поколению.
На данный момент в России в широкой продаже представлены кондиционеры с однокомпонентным R-22 фреоном. Он разрушает озоновый слой в меньшей степени, но все-таки разрушает, поэтому во многих станах использование данного хладагента ограничено или запрещено.
Свойства фреона R-22 приведены в таблице:

Молекулярная масса, г/моль 86.47
Температура кипения при 1 атм, С° -40.75
Температура замерзания, С° -160
Критическая температура, С° 96
Критическое давление, бар 49.77
Критическая плотность, кг/куб.м. 525
Плотность жидкости при 25С, кг/куб.м. 1194
Теплота испарения при температуре кипения, кДж/кг 233.5
Давление пара при 25С°, бар 10.4
Температура самовоспламенения, С° 635

пспользование небезопасных фреонов при герметичных соединениях и исправном оборудовании не вредят человеку, но никто не застрахован от протечек и поломок. Очень важно соблюдать регулярность обслуживания кондиционеров квалифицируемыми специалистами.
На данный момент существует вариант замены фреона R-22 на экологически безопасный R-407С, который является многокомпонентным и состоит из смеси фреонов: R-125, R-143a и R-32.
Хладагент нового поколения, широко применяемый в кондиционерах, носит имя R-410a, входит в группу HFC, не содержит хлора, не разрушает озоновый слой Земли. Являясь многокомпонентным фреоном, R-410a менее удобен в эксплуатации. Даже при небольшой утечке рекомендуется полная перезаправка хладагента. Да и стоимость процедуры на рынке выше порядка в 2-5 раз.
Фреон R-22 хорошо растворяется в минеральном масле. Недостаток нового хладагента R-410a перед R-22 заключается в том, что для него требуется синтетическое полиэфирное масло, которое обладает свойством гигроскопичности, то есть поглощения влаги, в том числе из воздуха. Это делает хладагент не пригодным для дальнейшего использования.
Характеристики хладагента R-410a изложены в таблице:

Состав (%) R32/R125 (50:50)
Температура кипения, С° -51,4
Давление насыщенного пара (при 25С°) 1,56 МПа
Плотность пара 64 кг/куб.м.
Воспламеняемость нет
Коэффициент разрушения озона 0
Коэффициент парникового эффекта 1730
Тип смазки трубок Синтетические масла

В Европейском союзе фреон R-22 запрещен к использованию, в России же никаких запретов нет и в ближайшем будущем не прогнозируется.
При наличии кондиционера, нужно не забывать о своевременном сервисном обслуживании, а при демонтаже системы пользоваться услугами квалифицированных специалистов, которые не «выпустят» фреон в воздух.